В начале 2016 года перед мной и моим другом возникла задача: сделать студию звукозаписи и репетиционную базу для музыкальной группы. Задача осложнилась тем, что помещение под это дело находится в цокольном этаже жилого дома, а жизнь соседям усложнять музыкой совсем не хочется. Плюс к этому в студии будут заниматься дети, так что нужно соблюсти требования пожарные и СанПиН. А, ну и бюджет больше похож на решето

К делу я приступил с полным отсутствием знаний о строительной акустике, потому много читал. Так и пришел на этот форум, где обратился к Андрею Смирнову с просьбой о консультациях. В ходе переписки пришли к тому, что тема вышла за пределы личной переписки, и вот, собственно, переросла в этот отчет. На сегодняшний день работы в студии ведутся на этапе электрификации, т.к. нужно еще привести помещение к проектному виду. Там сильно до нас наклеили обои, повесили потолки типа Армстронг, но забыли подвести воду в санузел, и забыли сделать проводку. Само собой, ни одного светильника по проекту тоже не обнаружилось. Ну, по этим работам мы сами с усами.
Здесь буду вести отчет о постройке, с фотками (фотки текущего состояния сделаю завтра), планами (эскизы и чертежи на днях прицеплю), ну и всем прочим, что может помочь.
Итак, чтобы не потерять информацию из нашей с Андреем Смирновым переписки, выкладываю ее здесь, вдруг пригодится кому-то со схожими задачами. Мои вопросы - черный текст, ответы Андрея - красный.
(что мы имеем, и первое письмо)
-подвальное отапливаемое сухое помещение из нескольких комнат и коридоров с двумя входами, стены в основной массе несущие, комнаты небольшие, но каждая имеет тамбур. Сама комната для записи и репетиций имеет размеры 5,55м*4,62м, на одной короткой стене окно 1,2м и батарея, на другой - дверь. Дверь ведет в тамбур 1,5*4,62 метра. Помещение рядом по длинной стене будет операторской. Высота потолка сейчас 2,4м. Толщина перекрытия над нами около 30 см, бетон+стяжка.
Изучив вопрос максимально пристально я сделал вывод, что единственным разумным решением будет организация "комнаты в комнате". Как я это вижу с учетом местных реалий:
-В комнате записи будет вскрыта имеющаяся стяжка пола, и произведено заглубление по всей площади на глубину 500мм (под отсыпкой под стяжкой суглинок, зарыться могу до метра, ниже уже сложности с ростверком, да и пока смысла не вижу)
- В образовавшемся котловане заливается черновой пол на гидроизоляцию поверх суглинка, толщина - 50-60мм. Возможно, будет незначительный уклон по стенкам ростверка. Ростверк почти повторяет геометрию стен комнаты, и образует стенки котлована.
-Затем укладывается слой гидроизола для формирования собственно доп. гидроизоляционного слоя.
-На него в два слоя (25+25мм) по всей площади укладывается rockwool floor batts согласно инструкции производителя.
-затем защитный слой ПВХ подложки армированной для предотвращения проникания бетона в вату.
-затем заливается армированная сеткой бетонная плита м200 80-100 мм (сколько в миксер маленький за раз поместится). Плита развязана с несущими стенами, минимум 25мм зазор (слой rockwool floor batts 25мм).
-Поверх плиты насыпается песок промытый до 30мм толщины. Затем кладется плита из двух слоев ДСП 16мм проклеенная м/у собой и стянутая саморезами.
На этом вроде по изолирующему полу все, дальше уже там пусть сами решают, как отделать пол внутри комнаты.
Стены хочу ободрать до бетона, потолок и так бетон.
Судя по всему вы начитались статей Ньюэлла про ГКЛ-вату-гидроизол, но не совсем понимаете для чего эти конструкции предназначены. К звукоизоляции ваша конструкция
На стенах и потолке монтируется изолирующая оболочка:
-слой минплиты 50мм rockwool accoustic batts на клей типа Ceresit 75
-слой ГКЛ 12мм
-Слой гидроизола (постараюсь найти 4+кг на м2 с пленкой на обеих сторонах)
-слой ГКЛ 12мм
Для прочности точечно поставлю акустически развязанные крепления с широкой шляпкой типа грибок, без сильного притягивания пакета.
никакого отношения не имеет, т.к. грибки являются акустическими мостиками.
Окно предварительно закладываю кирпичом полнотелым красным (или пустотелым с засыпкой полостей песком). В комнате есть трубы, их в ПВХ вспененный и в вату, поверх фольгирую. Батарею отопления просто сниму, там и так тепло будет.
Можно было бы сделать окно в операторскую, но из соображений бюджета и технической сложности будет потом система камер и монитор (можно два).
В тамбур заведу стенную изоляцию, чтобы сформировать дверной шлюз.
И вроде как по изолирующей оболочке несущих поверхностей комнаты все. Дальше уже сама капсула.
Капсула (комната в комнате), совсем черновой план:
Капсула имеет скос вдоль длинной стороны в верхней части (небольшой, обхожу трубы).
-каркасная конструкция из бруса 80*80 и 100*100 с шагом пролетов 600мм. Внутренняя стена и потолок капсулы повторяет пакет ГКЛ-Гидроизол-ГКЛ, все стыки герметизирую. В ниши каркаса снаружи вставляется rockwool accoustic batts.
Звукоизоляционная оболочка (комната в комнате) может быть выполнена несколькими способами.
Общее у них одно - массивный бетонный плавающий пол. На плавающем полу возводятся стены и свое собственное перекрытие потолка. Стены могут быть массивные (кирпич, шлакоблоки и т.п.) или каркасными из деревянного бруса, обшитого с двух сторон листами ГКЛ минимум в 2 слоя с минеральной ватой внутри. Потолок выполняется аналогично.
Для усиления возможно использование стальных швелеров.
Выбор конструкции зависит от постановки задачи и требуемого уровня звукоизоляции.
(про основные бетонные стены)
Самое основное - наружная оболочка, выполненная по имеющимся бетонным стенам и потолку из минплиты 50мм и двух слоев ГКЛ 9,5+12,5 с гидроизолом между, она нужна? К ней ничего не планировалось привязывать, а анкера типа акустически развязанные, я взял с сайта производителей панелей ЗИПС, и хотел использовать для страховки, т.к. клеевой способ монтажа немного пугает (вдруг пузыри, пар от влажного бетона, или еще что). Все стыки этой оболочки планировал герметизировать спец герметиком типа Вибросил.
Никаких акустических анкеров в конструкции ЗИПСов нет. Анкеры обычные, но вкручиваются в специальные силиконовые пробки. Если вы будете выполнять "комнату в комнате", то "минплита 50мм и два слоя ГКЛ 9,5+12,5 с гидроизолом" не нужны. Вполне достаточно (и даже лучше) применить на стенах и потолке 50-100 мм минеральной ваты, закрепленной обычными грибками для теплоизоляции. Таким образом вы акустически задемпфируете пространство между существующими ограждениями подвала и вновь возводимой конструкцией.
(про стенки каркаса комнаты в комнате)
Вариант (до вашего письма) оставался такой - два независимых встроенных один в другой каркаса, каждый со своей обшивкой. И стены, и потолки этих каркасов полностью развязаны друг с другом, заданы различные небольшие уклоны стен (против резонанса).
Обшивка внешнего каркаса выполняется "наружу" пакетом из ГКЛ+Гидроизол, внутреннего - "вовнутрь" таким же пакетом. В ячейки каркаса укладывается вата 50мм, и около 50мм остается между получившимися каркасами. Потолки повторяют конструкцию стен, и балки перекрытия каркасов каждой капсулы жестко привязаны к своим каркасам.
Обшивку каркаса выполняйте без гидроизола, который здесь совершенно не нужен. Используйте с каждой стороны каркаса по 2 слоя ГКЛ 12,5 мм, а лучше по 2 слоя ГВЛ 12,5 мм.
Каркас должен быть заполнен ватой не менее чем на 60%, клеить ватц не имеет смысла, просто укладывайте в ячейки каркаса
Технически сильно проще сделать каркас с одним контуром, пусть даже и 300мм глубиной.
Насколько заметной окажется потеря (при аналогичной слойности) в ЗИ по сравнению с двумя виброизолированными каркасами, формирующими ту же глубину? Ну, хоть навскидку?
В данном случае не нужно никаких виброизолированных констуров, а только один каркас. У вас стенка внутренней капсулы (по вашей терминологии) это одна масса, затем пружина - воздушный промежуток и вторая масса это стены и/или потолок
Вот только у меня есть представление, что во внешней обшивке каркаса более эффективно использовать 3 слоя гкл или гвл, чтобы сместить резонансную частоту этого элемента вниз, это правильное направление мысли? И еще, я тут прикинул, и вполне смогу реализовать двойной каркас с той же глубиной, связанный между собой через полиуретановые цилиндры или им подобные. Есть смысл заморачиваться?
Конечно увеличение слоев ГКЛ увеличивает звукоизоляцию, но суммарно более 4 слоев применять нецелесообразно.
Двойной каркас не имеет смысла в данном случае. Двойной каркас имеет смысл, только если вы строите перегородку между двумя помещениями.
(про вязкостный слой между листами обшивки в моем случае)
Хочу поинтересоваться, а почему повредит вязкий слой в обшивке капсулы? Ведь вроде как для увеличения изоляции НЧ желательно стремиться к увеличению удельной массы узлов? Вот могу заблуждаться.
И я представлял себе, что достичь максимальной изоляции смогу создав оболочку несущих стен по принципу отражателя"масса-пружина-масса", а тут выясняю, что это не нужно. Просто пытался подойти к вопросу основной изоляции безотносительно - типа эта скорлупа сама по себе будет неплоха, а уж с комнатой в комнате еще лучше. Вот как то так:)
Хуже гидроизол не сделает, но и пользы от него не будет. Плацебо.
Отражатель "масса-пружина-масса" должен работать на низких частотах, т.к. это самая главная проблема.
Но если вы посчитаете резонансную частоту вашей конструкции, то окажется, что она расположена в диапазоне частот 100-150 Гц... бессмысленно...
Это физика...

(про борьбу с НЧ)
Может, для снижения НЧ построить панельные поглотители? Или закопаться еще глубже в землю, и увеличить зазор между потолками? Или завести еще слой потолка? Может, можно сделать что-то типа демпфирующего слоя с другой стороны бетонной стены комнаты? С двух сторон точно можно, а одно прилегающее помещение будет звукооператорская, и там тоже придется сделать ЗИ. В общем, я пока боюсь, что недостаточно снижаю шумы от нас наружу.
НЧ поглотители, да и любые звукопоглощающие материалы не увеличивают звукоизоляцию "наружу", они они только улучшают акустику внутри помещения.
Для увеличения звукоизоляции на НЧ необходимо организовывать как можно большой зазор между конструкциями здания и ограждениями "внутреннего" домика со студией.
А вот как насчет висящих ( в пространстве между стен) панелей из тяжелых материалов, типа дсп? Или дсп со слоем ваты?
не имеет смысла
И 4 слоя ГКЛ (ГВЛ) склеенных между собой и герметично соединенных со стенами будут предпочтительнее, чем 2 слоя ГКЛ внутреннего потолка + не герметично подвешенные к ним еще 2 слоя через 50мм, так?
Еще раз прочитайте мои слова насчет ЗИ на НЧ, вы почему-то делаете прямо неправильные выводы. И перечитайте это http://www.acoustic.ua/recommendations/743
ГКЛ нельзя склеивать ни в коем случае.
(про воздушные промежутки)
Допустим, я увеличу расстояние между стенками капсулы и несущими стенами до 400мм, это поможет заметно повысить ЗИ? И можно ли для повышения ЗИ повесить в это пространство какие-то материалы, и если да, то какие?
Каждое удвоение расстояния между ограждениями увеличивает звукоизоляцию примерно на 5-6 дБ.
Если расстояние между стенками капсулы и несущими стенами составляет 400мм, то следует применить в этом пространстве акустическую минеральную вату общей толщиной 100 мм. Закреплять её можно на несущих стенах.
(про материалы)
Вот не хотел беспокоить, но возник вопрос по материалам - я почитал список звупоглощающих материалов внимательно, и нашел там Кнауф акустика 200 мм стенки с минватой. Очень хорошие показатели поглощения. Это, как я понял, такие перфорированные листы на каркасе и по слою минваты (какой?) между листами. Может, есть смысл сделать такую конструкцию для звукоизолирующей оболочки?
Перфорированные плиты Кнауф Акустика это звукопоглощающая конструкция, не имеющая отношения к звукоизоляции, которая должна быть герметичной
И еще - AcousticWool Perfect 100 мм, можно ли эти материалы купить в РФ? Или не заморачиваться, и просто взять rockwool?
AcousticWool Perfect не доступен в РФ, используйте Роквул
Есть резина в рулонах, 4 мм (не знаю характеристик, но довольно мягкая, пальцами край сжать на 30% можно), где-то можно применить?
резину негде применять, а в узлах сопряжения и на стыках использовать ленты из вспененного каучука или пенополиэтилениа 3-5 мм.
Пенобетон можно ли рассматривать в качестве материала для стен капсулы, или даже не стоит пытаться, плотность у него заманчиво мала, что позволит не усиливать плавающий пол сверх меры, но ведь именно это и плохо при снижении уровня НЧ. Стены даже типовой каркасной конструкции с правильным наполнением вроде как даже лучше оказываются при одинаковой толщине.
Пенобетон обладает очень низкой звукоизоляцией, особенно на НЧ
Тут оказалось, что для производства каркаса внутренней капсулы я могу успользовать клееный сосновый (или еловый, но он меньшей плотности) брус, достанется почти бесплатно. Прогоню его на станке и придам геометрию попроще - срежу пазы и гребни. Сечение доступно почти любое от 140мм. Это лучший выбор, чем просто брус? Тут хоть шансов меньше, что его поведет со временем.
Никакой разницы
Материалы tecsound, а конкретно рулоны 70, они вообще имеют смысл быть использованными, и в каких случаях?
Если вы ведетесь на рекламу и у вас много денег, то можете применить тексаунд, но дополнительный слой ГКЛ действует точно также

(про склейку листов облицовки каркаса и герметизацию)
Вот ведь... Про склейку гкл думал в разрезе герметичности. Значит, только герметизация стыков герметиком, так?
Зачем герметиком? Обычной шпаклевкой. Герметик только для стыков стена/стена или стена\пол - потолок
(про геометрию)
Задавать ли небольшую непараллельность стен внутренней капсулы?
Контрольная комната должна быть симметричной, тон-зал желательно выполнять несимметричным. Когда нет проблем с объемом помещения, то выполняют непараллельные стены, например, делают трапецевидную форму. Но объем важнее многих других факторов.