Я знаю, что Вы участвуете в обсуждении сабжа, например, на hi-fi-forum.com.ua
Эта тема абсолютно соответствует тематике данного форума.
В данном вопросе существует очень много заблуждений и не совсем верных мнений и, как следствие, практических решений.
Очень многие люди путают понятия виброизоляция и вибропоглощение, а некоторые просто не понимают назначение тех или иных элементов (например, шипов под АС или массивных плит).
Поскольку наша компания специализируется в том числе и на виброизоляции тяжелого инженерного и промышленного оборудования, то данная тема является просто-напросто обычной инженерной работой наших специалистов. Поверьте, виброизолировать крупноразмерный вентагрегат или компрессор, да еще если у него смещен центр тяжести, задача достаточно трудная. Для её решения требуется проведение достаточно громоздких акустических расчетов для чего необходимы специальные знания.
Физические принципы виброизоляции и громкоговорителей и инженерного оборудования одни и те же, но слепое копирование на практике методов, эффективных для виброизоляции оборудования, не всегда приводит к положительному результату в случае виброизоляции акустических систем в комплектах Hi-Fi. Поэтому к данному вопросу надо подходить осознанно, понимая физическую сущность всех виброзащитных мероприятий. Наиболее общие принципы виброизоляции можно найти в профильной специальной литературе или в обзорной статье по ссылке
http://acoustic.ua/recommendations/177 .
Не вдаваясь в теорию попробую ответить на основные вопросы.
Акустическая развязка электронных компонентов с поверхностью пола имеет очень важное значение и существенно влияет на звучание сетапа в целом.
Более верный звук может быть получен при условии абсолютной неподвижности АС в пространстве. Добиться этого на практике достаточно сложно или даже невозможно, но постараться надо
Громкоговоритель излучает звуковую энергию в пространство, ограниченное помещением. При этом часть звуковой энергии вызывает колебания (вибрацию) ограждений стен, пола и потолка. Если АС установлены на полу, то возникает паразитная обратная связь. Даже небольшие колебания корпуса громкоговорителя, измеряемые сотыми долями миллиметра, могут существенно ухудшить качество звуковой сцены (в данном случае мы не рассматриваем вопрос появления нежелательных колебаний громкоговорителя из-за недостаточной жесткости его корпуса).
Вопреки распространенному мнению, передача вибрации от корпуса громкоговорителя на перекрытие непосредственно через опоры менее существенна по сравнению с эффектом возбуждения колебаний перекрытия посредством воздушного шума. Прямая передача вибрации с корпуса АС на ограждение более свойственна сабвуферам или мощным полнодиапазонным напольным системам со слабым демпфированием корпуса.
Поэтому
главной задачей является уменьшение передачи вибрации с пола на корпус громкоговорителя и, как следствие, снижение амплитуды его колебаний.
Каким образом это можно сделать?
Во-первых, необходимо увеличить устойчивость акустической системы в целом.
Поверхность пола в комнате всегда имеет небольшие неровности. Громкоговоритель, установленный на паркет, ламинат и,
что хуже всего, на ковролин всегда будет иметь возможность немного колебаться в горизонтальной плоскости, ухудшая звучание системы. Для исключения этого применяют шипы с юстировкой по высоте. Шипы достаточно хорошо фиксируют громкоговоритель в пространстве, но при этом АС жестко связаны с поверхностью пола. Это означает, что амплитуда колебаний корпуса АС равна амплитуде колебаний плиты перекрытия пола. Чем массивнее перекрытие, тем труднее его раскачать звуку громкоговорителя и наоборот. Поэтому в доме с монолитными ж/б перекрытиями толщиной 200-250 мм легче добиться прозрачного звучания АС по сравнению с домом, в котором перекрытия деревянные или комбинированные, а значит и менее массивные.
Таким образом, понятно, что
шипы не могут виброизолировать АС от плиты перекрытия пола. Но некоторый эффект снижения передачи вибраций применение шипов все-таки дает. Это связано с уменьшением площади контакта опоры и рассогласованием импедансов корпуса громкоговорителя и плиты перекрытия из-за чего на корпус АС передается меньшее количество энергии вибраций. Характеристики материала шипов (внутренние потери и т.п.) тоже имеют некоторое значение, но влияние материала обладает миноритарным эффектом в процессе снижения передачи вибраций (цинк, бронза, редкие породы дерева и прочая эзотерика).
Устойчивость громкоговорителя к горизонтальным колебаниям зависит также от расположения его центра масс.
Чем крупнее АС, тем выше расположен центр тяжести и тем ниже общая устойчивость системы, особенно это касается полочных громкоговорителей на подставках. Именно поэтому рекомендуется применять массивные подставки с тяжелой засыпкой. Чем легче "полочник" и чем тяжелее подставка, тем заметнее положительный эффект. Кроме того засыпка демпфирует корпус подставки, снижая влияние нежелательных резонансов и переизлучений в звуковом диапазоне частот.
Понизить уровень центра масс помогает также применение массивной плиты под основанием громкоговорителя. Это основное назначение дополнительной плиты. Влияние материала плиты не очень важно, главное, чтобы плита не обладала выраженными собственными резонансами. В этом смысле недорогая бетонная плита, например, тяжелая тротуарная плитка, может дать фору дорогой гранитной плите. Вопрос эстетики в данном случае не рассматривается
Менее выраженными собственными резонансами обладают более толстые плиты из натурального камня или бетона (только надо следить за уровнем твиттера по отношению в уровню расположения головы слушателя). Эффект от применения массивной плиты под АС аналогично эффекту от устройства фундамента под тяжелым инженерным оборудованием (насосом, компрессором, вентилятором, промышленным станком и т.п.).
Сочетание массивной плиты и опорных шипов (конусов) увеличивает устойчивость системы и приводит к снижению передачи вибраций с пола на корпус громкоговорителя.
Наиболее эффективным способом виброизоляции является применение системы "масса-пружина-масса".
- Виброизоляция масса-пружина.JPG (9.46 Кб) Просмотров: 48936
Такая система характеризуется резонансной частотой
fo = 1/2Пи*sqrt(c/m), где
с-жесткость пружины,
m-масса изолируемого объекта (установки).
Виброизоляция тем выше, чем ниже значение резонансной частоты системы, т.е. чем ниже жесткость пружины и чем больше масса виброизолируемой установки. Если все компоненты виброизоляционной системы корректно рассчитаны и подобраны, то энергия внешнего вибрационного воздействия значительно ослабляется.
- Виброизоляция масса-пружина 1.gif (24.64 Кб) Просмотров: 48936
В нашем случае массами являются громкоговоритель и плита перекрытия, а пружиной упругая прокладка, например из эластомерного материала с низкой резонансной частотой.
Это основной способ виброизоляции инженерного оборудования, но не очень корректный способ виброизоляции АС. Дело в том, что мягкая опора уменьшает устойчивость АС к горизонтальным колебаниям, что так необходимо для создания реалистичной звуковой сцены. Поэтому то, что является неоспоримым плюсом для решения инженерных задач в области строительства и промышленности может быть не очевидным фактом в области верного звуковоспроизведения.
Тем не менее, применение эластомерных опор очень эффективно для виброизоляции некоторых компонентов, например, сабвуферов.
Виброизоляция ламповых усилителей с помощью эластомерных опор очень важна для исключения нежелательного микрофонного эффекта. В данном случае никакие шипы и конусы не спасают. Совершенно очевидна разница в звучании виброизолированного лампового усилителя и установленного на жесткую опору.
Целесообразность виброизоляции транзисторных усилителей неочевидна и это скорее предмет аудиофильских дискуссий
Виброизоляция виниловых проигрываетлей, как правило, не требуется, т.к. хорошие вертушки оснащаются штатными подвесами с низкой резонансной частотой. В этом случае применение дополнительной пружины может даже навредить, из-за появления нежелательных разностных резонансных частот.