Vibrofix

Музыкальная комната прослушивания - проект "Лазурный блюз"

Комнаты прослушивания, домашние кинотеатры, студии звукозаписи, концертные залы, клубы, спортивные сооружения, конференц-залы и т.п. Звукопоглощающие материалы, акустические диффузоры, басстрапы

Музыкальная комната прослушивания - проект "Лазурный блюз"

Сообщение Андрей Смирнов » 30 май 2015, 19:12

Один из самых удачных наших проектов по коррекции акустики музыкальной комнаты прослушивания.
Музыкальная комната расположена в жилом доме в центральной части Киева на берегу днепровского канала.
Постановка задачи клиента заключалась в реализации относительно недорогой, но изящной коррекции акустики помещения.
Мы корректировали и меняли форму и объем исходного помещения неправильной формы.

Состав проектных работ:
-компьютерное моделирование акустики помещения;
-расчет оптимального времени реверберации (RT-60);
-анализ и корректировка структуры ранних отражений;
-расчет требуемого фонда звукопоглощения;
-разработка схемы размещения и выбор ассортимента акустических материалов
-проведение натурных измерений до и после акустической подготовки помещения

В акустической отделке применялись акустические декоративные панели Topakustik (Италия), акустическая минеральная вата Acousticwool, диффузоры Шредера и элементы интерьера, заметно влияющие на акустику помещения: открытые стеллажные конструкции.

Результат рекомендованных мероприятий удовлетворил не только клиента, но и приятно удивил самих разработчиков проекта :)

Основной целью проекта было достижение максимально точной локализации звуковой сцены при условии её большого размера.
Кто в теме, тот поймет сложность задачи.
Цель была реализована на 100%... что очень-очень редко бывает... :)

Задача заключалась в том, чтобы звук в относительно небольшой комнате был хоть как-то похож на звучание в камерном зале.
Эта задача была выполнена полностью.
В комнате совершенно нет ощущения "комнаты".
Даже не закрывая глаза, представляешь себя, ну скажем в каком-то клубе достаточно большого объема, где слева и справа нет никаких стен.
Субъективно воспринимаемый объем помещения существенно больше реальных размеров комнаты.
Этого я и хотел добиться в первую очередь при условии максимально приближенной к реальности звуковой сцене.

Фотосессия: Евгений Золотов http://www.f-studiophoto.com

ZOL_6982.png
ZOL_6982.png (986.94 Кб) Просмотров: 12519

plan 500.jpg
plan 500.jpg (122.93 Кб) Просмотров: 12430

7777_resize.jpg
7777_resize.jpg (82.88 Кб) Просмотров: 12233

7759_resize.jpg
7759_resize.jpg (77.82 Кб) Просмотров: 12233
Вложения
ZOL_7024.png
ZOL_7024.png (997.01 Кб) Просмотров: 12519
ZOL_7012.png
ZOL_7012.png (1.01 Мб) Просмотров: 12519
ZOL_6998.png
ZOL_6998.png (1.02 Мб) Просмотров: 12519
ZOL_6993.png
ZOL_6993.png (718.46 Кб) Просмотров: 12519
ZOL_6987.png
ZOL_6987.png (978.34 Кб) Просмотров: 12519
ZOL_6973.png
ZOL_6973.png (1.01 Мб) Просмотров: 12519
ZOL_6959.png
ZOL_6959.png (981.37 Кб) Просмотров: 12519
ZOL_6957.png
ZOL_6957.png (1001.51 Кб) Просмотров: 12519
ZOL_6943.png
ZOL_6943.png (969.66 Кб) Просмотров: 12519
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Музыкальная комната прослушивания - проект "Лазурный блюз"

Сообщение Undertone » 30 май 2015, 21:46

Красота какая!
Если можно, расскажите про конструкцию и материал штор.
Undertone
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 30 апр 2015, 15:49
Откуда: Чернигов

Re: Музыкальная комната прослушивания - проект "Лазурный блюз"

Сообщение Андрей Смирнов » 30 май 2015, 22:25

Штора обычная римская, владелец комнаты выбирал ткань сам...
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Музыкальная комната прослушивания - проект "Лазурный блюз"

Сообщение Андрей Смирнов » 01 июн 2015, 14:46

Результаты измерений времени реверберации.
Получена практически линейная частотная характеристика T60.
Это говорит о том, что комната практически не вносит нежелательной окраски в звучание системы.
Кроме того, кривая T60 не выходит за рамки рекомендуемых значений времени реверберации (0,45+/-0,15 с) согласно требованиям стандарта "IEC 60268-13 (2nd edition) Sound system equipment - Part 13, 1998" ни в одной из октавных полос.

rt60_Kasatkin_resize.JPG
rt60_Kasatkin_resize.JPG (52.57 Кб) Просмотров: 12346
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Музыкальная комната прослушивания - проект "Лазурный блюз"

Сообщение sandwich » 01 июн 2015, 15:10

Андрей Смирнов писал(а):Мы корректировали и меняли форму и объем исходного помещения неправильной формы...

А зачем меняли форму комнаты? Вроде считается, что неправильная форма лучше для звука...

И ещё, почему в площадках первых отражений применены рассеиватели, а не поглотители?
sandwich
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 17 фев 2010, 18:40

Re: Музыкальная комната прослушивания - проект "Лазурный блюз"

Сообщение Андрей Смирнов » 01 июн 2015, 15:19

Неправильную форму обычно имеют студийные тон-залы, где производится запись звука и требуется высокая степень диффузности звукового поля.
Студийная контрольная комната, где нет микрофонов и производится сведение и прослушивание записанного материала, может быть не прямоугольной, но обязательно симметричной относительно продольной оси. Аналогичные требования предъявляются и к комнатам прослушивания.
Иногда этой разнице не придают значения и строят несимметричные комнаты прослушивания по аналогии с тон-залами студий звукозаписи, а это не правильно.
В КДП произвольной формы менее предсказуемо распределение комнатных резонансов (мод) и гораздо сложнее организовать требуемую структуру отражений.
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Музыкальная комната прослушивания - проект "Лазурный блюз"

Сообщение Андрей Смирнов » 04 июн 2015, 19:45

sandwich писал(а):И ещё, почему в площадках первых отражений применены рассеиватели, а не поглотители?

Вы не совсем правы. На участках стен, соответствующих площадкам первых отражений, расположены как раз звукопоглощающие панели Topakustik.
Есть разные подходы к проектированию музыкальных комнат. Даже опытные инженеры-акустики имеют разные точки зрения на концептуальный подход к акустической подготовке КДП.
Собственно, как и в среде аудиофилов, есть люди с разными предпочтениями. Кому-то нравятся заглушенные комнаты, кому-то наоборот яркие, практически без отделки. Я сторонник сбалансированного подхода.
Мне ближе принцип акустического оформления LEDE (live end dead end) и его вариации.
Этот принцип и был реализован в данной комнате, хотя и с некоторыми оговорками.
Дело в том, что всем хочется иметь музыкальную комнату с прекрасной локализацией звуковой сцены. Но при этом размер сцены должен быть большим, похожим на реальный зал. А это взаимоисключающие условия.
Высокой локализации звуковой сцены можно добиться путем обработки площадок ранних отражений с помощью звукопоглощающих материалов. При этом международные нормы регламентируют снижение уровня ранних отражений, приходящих к слушателю в первые 15 мс после прихода прямого звука, на величину 10-15 дБ в определенном диапазоне частот.
Минимально звукопоглотители рекомендуется размещать в площадках ранних отражений на боковых стенах, на потолке и в нижней части фронтальной стены.
Если с потолком и фронтальной стеной все более-менее понятно, то боковые стены обладают очень важной особенностью.
Эффективные поглотители на боковых стенах (в площадках ранних отражений) радикально улучшают локализацию, но одновременно мы сразу теряем в пространственности звукоощущения. Отсутствие звукопоглотителей на боковых стенах делает сцену более объемной, но и кашеобразной одновременно или менее локализованной (тут многое зависит от размеров помещения).
Поэтому добиться правильного баланса отражения/поглощения бывает очень сложно.
Проблема непростая и подлежит анализу методами психоакустики.
Данный вопрос хорошо освещен в работе авторов Olive, Sean E. and Floyd E. Toole, "The Detection of Reflections in Typical Rooms", J. Audio
Eng. Soc., 37, 7/8, (July/Aug 1989) 539-553.
На картинке иллюстрация того, как уровень отраженного звука от боковых стен (в зависимости от задержки по отношению к приходу прямого звука АС) влияет на качество звуковой сцены. Я адаптировал картинку для лучшего понимания.
Задача заключается в том, чтобы в пределах первых 20 мс после прихода прямого звука АС добиться такого уровня отраженного от боковых стен сигнала, чтобы он не приводил к смещению и наложению звуковых образов.

Локализация сцены.JPG
Локализация сцены.JPG (69.33 Кб) Просмотров: 12212

Я много экспериментировал в этом направлении и нашел компромиссный вариант решения проблемы.
В рассматриваемой комнате в площадках первых отражений на боковых стенах размещены панели, поглощающие звук на средних частотах и отражающие его на высоких. Таким образом мы существенно снижаем энергию первых отражений, но оставляем небольшую долю ВЧ, отвечающих за "воздух". В дополнение к этому вблизи зоны прослушивания на боковых стенах устанавливаются диффузоры Шредера, которые создают "облако" ненаправленного диффузно рассеянного звука в непосредственной близости от головы слушателя.
Таким образом, мы получаем хорошо локализованную сцену и достаточную пространственность звучания одновременно.
Практический опыт подтверждает ожидания от применения данного подхода в акустической подготовке КДП :)
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Музыкальная комната прослушивания - проект "Лазурный блюз"

Сообщение khzanor » 15 дек 2015, 16:05

Прекрасный проект и по дизайну и по звуку наверно..
Расскажите пожалуйста про потолок.

1. Какая высота потолка по центру комнаты и по краям.
2. Какая конструкция обшивки потолка? Я читал, что вы рекомендуете сендвич - минвата + 2хГВЛ.
3. Края потолка ниже центра из-за дизайна только, или выполняют еще функцию НЧ поглощения?
4. На каком относе смонтированы панели Topakustik на потолке (и на стенах) ?

Спасибо.
khzanor
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 12 дек 2015, 15:29
Откуда: Дагестан


Вернуться в Акустика помещений

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 28