Vibrofix

Акустические измерения в комнате прослушивания

Комнаты прослушивания, домашние кинотеатры, студии звукозаписи, концертные залы, клубы, спортивные сооружения, конференц-залы и т.п. Звукопоглощающие материалы, акустические диффузоры, басстрапы

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 16 авг 2011, 12:08

Андрей, в одном из своих постов Вы пишете о том, что на ВЧ "реверберация в комнате кривую АЧХ (SPL) никак не исказит, её искажают комнатые моды, которые проявляют себя в НЧ диапазоне начиная с частоты самой нижней моды и заканчивая частотой Шредера f = 2000 sqrt(RT60/V). Как правило, после 300 Гц проблемы с неравномерностью АЧХ в обычной жилой комнате заканчиваются".
1. Следует ли из этого, что график АЧХ полезен только для оценки НЧ-диапазона и не информативен для оценки остального СЧ/ВЧ диапазонов?
2. Тогда, каким образом можно объективно оценить поведение системы "АС/комната" в более высоком СЧ-частотном диапазоне?
3. В некоторых источниках тематической информации указывается на то, что наряду с временем затухания реверберации, очень важным моментом является скорость её затухания, то есть, крутизна спада импульса перед "участком тишины" на графике (до начала следующего импульса). Для этого рекомендуется проводить серию измерений с использованием пакетов специальных прямоугольных импульсов на различных частотах в диапазоне от 250 до 700 Гц.
Насколько это важно с Вашей точки зрения и каким измерением можно воспользоваться для оценки этой характеристики?
4. И ещё вопрос. Вы приводили вот такую формулу для расчёта граничной частоты помещения: f = 2000 sqrt(RT60/V), а в переводе А.Кравченко статьи Ньюэлла она выглядит вот так: f = 2000 sqrt RT60 : V. Почему? Помимо этого, я не понял, если RT 60 - это значение параметра, измеренное в конкретном помещении, то на какой конкретной частоте?
С уважением.
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Андрей Смирнов » 16 авг 2011, 15:25

Сообщения, которые я пишу, необходимо рассматривать в контексте того топика, в котором они выложены. Указанный текст Вами искажен, Доктор. Я не говорил о высоких частотах. В оригинале я отвечаю участнику Hitman словами "На указанных частотах реверберация в комнате график нам никак не исказит. Кривую АЧХ (SPL) искажают комнатые моды, которые проявляют себя в НЧ диапазоне начиная с частоты самой нижней моды и заканчивая частотой Шредера".
Прямоугольных импульсов на различных частотах не бывает. Есть просто прямоугольные импульсы. :)
В измерении импульсных характеристик комнаты применяется т.н. импульс Дирака, длительность которого в идеале стремится к нулю, а амплитуда к бесконечности.
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 18 авг 2011, 10:23

Андрей, никакого искажения информации. Вопрос, на который Вы отвечали, дословно выглядит так: "Предположим, для простоты, что есть у нас однополосная система с АЧХ +/- 1дб на участке от 5 килогерц до 10. Подаём мы на неё свип-тон в соответствующем диапазоне, и замеряем результат...." :D

По поводу использования импульсных тонов, может я не правильно выразился - имеются в виду прямоугольные MATT-тоны, разработанные ASC и используемые для оценки переходных процессов. Во вложении графики этих измерений на различных частотах в сравнении "с использованием Tube Traps" и "без них".

И, если не сложно - ответьте на четвёртый вопрос.

С уважением.
Вложения
MATT_tons_2.jpg
MATT_tons_2.jpg (198.58 Кб) Просмотров: 24422
MATT_tons_1.jpg
MATT_tons_1.jpg (206.47 Кб) Просмотров: 24422
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Андрей Смирнов » 18 авг 2011, 13:55

Представление эффективности девайсов компаниb ASC, на мой взгляд, малоинформативно и практической ценности в нем не очень много. Только качественная разница в амплитуде импульсов.
Правильная формула: f = 2000 sqrt(RT60/V).
Если RT60 указывается одним числом, то это значение на частоте 500 Гц (измеренное в октавных полосах частот).
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 18 авг 2011, 15:41

Спасибо.
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 09 окт 2011, 10:45

Андрей, два вопроса, касательно методики измерения фонового шума в КдП:
1.Разъясните, какой режим шумомера правильнее использовать при измерении уровня фонового шума в КдП: "А-взвешенный фильтр" или "С-взвешенный фильтр"? Согласно описанию, последний "захватывает" более широкий частотный диапазон, но и "разбег" результатов измерений в этих двух вариантах отличаются примерно на 8-10 дБ.
2. Какой из режимов FAST или SLOW, с "захватом" более низких частот, следует использовать для измерения фонового шума?
С уважением, Виктор.
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Андрей Смирнов » 10 окт 2011, 15:12

1. если уровень фонового шума будет сравниваться с нормативными кривыми NR (Noise Rating curves), то выбирается линейный режим измерений. Если уровень фонового шума сравнивается с критерием дБА, то выбирается "А-взвешенный фильтр".

2. в любом случае используется режим SLOW
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 10 окт 2011, 17:54

Спасибо.
С уважением.
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 17 окт 2011, 07:35

Андрей, добрый день.
Подскажите, для чего используются функции RT 20, RT 30 и EDT?
С уважением.
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение accessdenied » 17 окт 2011, 08:51

Привет, про RT-20, 30:
"RT60 is the time taken for the sound to decay by 60 dB when the source is removed. In a real environment this can be difficult to achieve, so it is more common to use the RT30 or RT20. These are based on the time taken for the sound to decay by either 30 or 20 dB respectively, and this is then extrapolated to 60 dB.
When measuring the RT30 or RT20 the sound level meter should ignore the first 5 dB of decay. As you should also avoid measuring any lower than 10 to 15 dB above the background noise, it means that your noise source should be at least 45 dB above background for RT30 and 35 dB above background for RT20. It is for this reason that RT60 is difficult to measure directly, as the background noise would have to be low and the noise source exceptionally high."
Здесь описано подробно: http://www.noisemeters.com/help/faq/reverb-time.asp...

Тоже есть желание провести измерения до акустической обработки комнаты прослушивания и после.
Сколько на оборудование потралили?
Аватара пользователя
accessdenied
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 07 дек 2010, 09:40
Откуда: Россия, Екатеринбург

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 17 окт 2011, 09:22

Спасибо за "инфу" - пошёл разбираться.
На оборудование, в общей сложности, потратил примерно 800 $.
С уважением.
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 18 окт 2011, 17:40

Ну, в общем, смысл использования значений RT 20 и RT 30 понятен, однако, возникает закономерный вопрос: выходит, что результаты измерения RT 60 недостоверны - тогда какой смысл в этом измерении? Или это касается только каких-то определённых случаев?
И какое преимущество, если таковое имеется, имеет, например, RT 20 перед RT 30 или наоборот?
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Андрей Смирнов » 18 окт 2011, 18:16

RT60 вообще невозможно измерить из-за недостаточной разницы между уровнем тестового сигнала и фоновым уровнем шума в помещении. Именно поэтому стандартная методика отталкивается от измерения RT20-30 и последующей экстраполяции.
Сравнение значений RT 20 и RT 30 позволяет оценить форму кривой затухания. Если звуковое поле диффузно, то эти значения будут равны. Если есть различия, то надо анализировать причины их возникновения, например, влияние комнатных мод.
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 19 окт 2011, 12:51

Андрей, большое спасибо за внятное разъяснение, собственно, как и всегда :).
Однако, у меня остался ещё один вопрос по этой теме: последующая экстраполяция предусматривает простое умножение полученного значения времени реверберации на три при измерении RT 20 и, соответственно, на два при измерении RT 30?
С уважением, Виктор.
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Андрей Смирнов » 19 окт 2011, 13:04

1. да, т.к. предполагается, что затухание импульса происходит по экспоненциальному закону, следовательно в логарифмическом масштабе спад линейный
2. в некоторых комнатах с хорошей звукоизоляцией могут быть очень низкие уровни фонового шума. Если при этом комната не очень большая, то можно воспроизвести тестовый сигнал с достаточно высоким уровнем, чтобы шумомер смог зафиксировать перепад в 60 дБ.
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 19 окт 2011, 13:14

Спасибо.
Понятно почему в большинстве случаев это действительно проблематично: средний уровень фонового шума около 40 дБ. + рекомендуемая разница в 60 дБ. По минимуму это уже 100 дБ., а софт, например, REW имеет автоматическое ограничение по выходному уровню в районе 85 -90 дБ.
С уважением, Виктор.
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Hitman » 16 ноя 2011, 08:46

Андрей Смирнов писал(а):2. как минимум можно пользоваться прогой Room EQ Wizard, которую можно бесплатно скачать в инете, но лучше иметь профессиональную программу типа ETF, Dirac или Easera Pro (стоят денег)
Андрей, а чем REW в отрицательную сторону отличается от остальных?
Вообще, есть ли объективная разница в измерении белым/розовым шумом и свип-тоном?

Спасибо.
Аватара пользователя
Hitman
 
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 14 мар 2011, 15:29
Откуда: Россия, Саратов

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Андрей Смирнов » 16 ноя 2011, 11:39

Нельзя говорить, что REW в отрицательную сторону отличается от остальных программ. Это примерно как Windows Home Edition и Windows Professional.
REW разрабатывался специально для совместной работы с цифровыми эквалайзерами. Основное назначение REWa проанализировать комнатные резонансы в помещении домашнего кинотеатра и получить исходные данные для настройки эквалайзера. В процессе разработки программы естественным образом были созданы сопутствующие расчетные модули RT60, Impulce Response и т.п.
В данный момент REW несколько отличается по функционалу от профессиональных программ, в нем, например, отсутствуют модули для оценки разборчивости речи STI, RASTI и т.д.
Тем не менее, для стандартного набора комнатных измерений REW вполне подходит.
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 17 ноя 2011, 10:38

Андрей, добрый день.
Для дифференциации косых мод от аксиальных, а также для анализа направленности АС и характеристик звукового поля в области прослушивания применяется направленный микрофон. Насколько важно наличие такого прибора в арсенале? И какие модели относительно недорогих направленных микрофонов Вы бы порекомендовали?
С уважением.
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Андрей Смирнов » 17 ноя 2011, 15:12

Dr.Sound писал(а):Для дифференциации косых мод от аксиальных, а также для анализа направленности АС и характеристик звукового поля в области прослушивания применяется направленный микрофон.

Никаким микрофоном невозможно "дифференцировать" моды помещения. Это вообще невозможно сделать с помощью микрофона.
В архитектурной акустике применяются в основном всенаправленные микрофоны.
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Пред.След.

Вернуться в Акустика помещений

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8