Vibrofix

Акустические измерения в комнате прослушивания

Комнаты прослушивания, домашние кинотеатры, студии звукозаписи, концертные залы, клубы, спортивные сооружения, конференц-залы и т.п. Звукопоглощающие материалы, акустические диффузоры, басстрапы

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 02 авг 2011, 16:07

Андрей, говоря о "структуре ранних отражений и их влиянии на качество звуковой сцены", а также о том, что "структура отражений звука от стен, пола и потолка имеет бОльшее значение, чем график SPL" , Вы имеете в виду, что структуру ранних отражений можно объективно оценить с помощью каких-то специфических акустических измерений, отличных от АЧХ? Если так, то каким образом?
И вопрос второй, касаемо импульсной характеристики. Насколько я понял, в отличии от графика RT 60, который просто демонстрирует то, за какое время затухают звуковые сигналы на различных частотах, импульсная характеристика, помимо этого, наглядно иллюстрирует характер затухания импульса, то есть, кривую затухания в течение указанного времени (типа, чем круче спад начального отрезка этой кривой - тем лучше и наоборот). Тогда какое из измерений - огибающая IR, кривые Шрёдера, ETC или использование пакетов прямоугольных импульсов (например, MATT), с одной стороны, более информативно, а с другой, приемлемо для непрофессионального использования?
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Hitman » 03 авг 2011, 06:16

Dr.Sound писал(а):... импульсная характеристика, помимо этого, наглядно иллюстрирует характер затухания импульса, то есть, кривую затухания в течение указанного времени
По-моему, этот график стоит расценивать не как единый импульс, а как комплекс всех существующих. То есть, каждый отдельно взятый всплеск — импульс отдельно взятого отражённого сигнала. И исходя из этих всплесков трактовать степень поглощения поверхностей, которые их переизлучили...
Аватара пользователя
Hitman
 
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 14 мар 2011, 15:29
Откуда: Россия, Саратов

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Андрей Смирнов » 03 авг 2011, 09:20

Структуру ранних отражений можно объективно оценить с помощью графика ETC, который является производной анализа импульсного отклика.
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Hitman » 03 авг 2011, 14:33

Андрей Смирнов писал(а):Структуру ранних отражений можно объективно оценить с помощью графика ETC, который является производной анализа импульсного отклика.
А если надо оценить отражение конкретно взятой поверхности, а не помещения в целом? =)
Аватара пользователя
Hitman
 
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 14 мар 2011, 15:29
Откуда: Россия, Саратов

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Андрей Смирнов » 03 авг 2011, 17:42

А "отражений помещения в целом" и не бывает. Всегда есть отражения конкретно взятых поверхностей :)
На графике ETC представлены отражения от всех поверхностей, перенаправляющих звуковые волны в место расположения микрофона (стены, пол, потолок, стол, мебель, светильники и т.п.).
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Hitman » 04 авг 2011, 06:19

Тьфу, я не внимательно прочёл, перепутал ETC с графиком RT60.
Конечно, по ETC можно все поверхности выделить.
Аватара пользователя
Hitman
 
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 14 мар 2011, 15:29
Откуда: Россия, Саратов

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 04 авг 2011, 10:44

Каким таким образом? Микрофон ненаправленный, в точку прослушивания отражения от всех площадок первых отражений приходят во временном промежутке до 50 мс. (иначе они уже не являлись бы первыми отражениями) - поэтому, как я понимаю, это всё равно результирующая структура всех первых отражений в точке прослушивания. Или я неправильно понимаю?
Вот импульсная характеристика, ЕТС и кривая Шрёдера моей комнаты - что можете сказать? Или вернее - о чём это, вообще, в практическом аспекте?
Кроме того, что график ЕТС является производной от графика логарифмической Импульсной характеристики, представленного в более удобном для трактовки варианте, с купированными колебаниями сигнала ниже изолинии (то есть, это означает, что ЕТС представляет собой огибающую логарифмической IR) я, честно говоря, мало что понял.
Вложения
ЕТС и кривая Шрёдера.jpg
ЕТС и кривая Шрёдера.jpg (72.47 Кб) Просмотров: 22171
импульсная характеристика.jpg
импульсная характеристика.jpg (70.85 Кб) Просмотров: 22171
Последний раз редактировалось Dr.Sound 04 авг 2011, 15:43, всего редактировалось 1 раз.
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Hitman » 04 авг 2011, 12:34

Масштаб по оси абсцисс нужно скорректировать, а то сейчас всё плотно очень. Там до микросекунд расширяется.
Аватара пользователя
Hitman
 
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 14 мар 2011, 15:29
Откуда: Россия, Саратов

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 04 авг 2011, 14:33

Тогда - вот так.
Понятно, что самый высокий пик - это прямой звук от АС, всё, что между ним и до отметки 50 мс. - ранние отражения, всё, что после этой отметки и до слияния "хвоста" импульса с уровнем шума - реверберация. Ну, если ещё немного напрячься, в смысле - многократно увеличить масштаб, то можно сказать, что в моём случае первые отражения, прибывающие с временной задержкой в 20 мс. имеют амплитуду - 34,4 дБ., при амплитуде пика - 30,9 дБ. Следовательно, разница между этими уровнями составляет 3,5 дБ., что не соответствует рекомендациям Dolby, относительно акустической обработки площадок первых отражений (минимум 10 дБ.) - это, если я, конечно, правильно понимаю эту часть вопроса :). Кстати, тот же результат получается и при анализе кривой Шрёдера.
И что дальше?:
- О чём, например, говорит временная задержка до начала пика, то есть, Т- 0 и как это связано с функцией Delay? О чём это, вообще?
- Каковы нормативы оценки спада графика ранних отражений и реверберации?
- И, вообще, не понятно, как импульсная характеристика связана с частотой? Это импульсный отклик широкополосного сигнала? Я так думал, что эта операция производится на различных конкретных (выборочных) частотах.
Вложения
импульс в масштабе.jpg
импульс в масштабе.jpg (61.15 Кб) Просмотров: 22162
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Андрей Смирнов » 04 авг 2011, 18:33

.... график ЕТС является производной от графика логарифмической Импульсной характеристики, представленного в более удобном для трактовки варианте, с купированными колебаниями сигнала ниже изолинии (то есть, это означает, что ЕТС представляет собой огибающую логарифмической IR) ....


Доктор, к сожалению очень много умных, но не связанных общим смыслом слов :)
Я уже неоднократно Вам писал, что нельзя говорить о понятии импульсная характеристика. Есть импульный отклик помещения (IR).
IR никак не связан с частотой, а только со временем.
ETC показывает зависимость уровня звуковой энергии (не звукового давления!!!) в точке измерения от времени.
Ранние отражения не относятся к диапазону до 50 мс, это уже временная граница появления эха.
Первые отражения оцениваются в интервале 0-15 мс.

Пример из практики:
На графике ETC видно, что что после прихода прямого звука наблюдаются яркие ранние отражения.
Выделяем, например, наиболее высокий пик и определяем его интенсивность. В данном случае -7 дБ очень высокое значение, значит на отражающую поверхность, вызвавшую это отражение, необходимо поместить звукопоглощающий или звукорассеивающий материал.
По задержке можно выявить расстояние, которое прошел звук отраженный от ограждения и выяснить какое это ограждение (пол, потолок, боковая стена, фронтальная стена и т.п.).
Вложения
ETC acoustic.ua.JPG
ETC acoustic.ua.JPG (66.44 Кб) Просмотров: 22152
ETC acoustic-2.JPG
ETC acoustic-2.JPG (67.99 Кб) Просмотров: 22152
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 05 авг 2011, 10:01

Андрей, по-поводу оценки уровня энергии первых отражений и определения их направления здорово прояснилось :D. Спасибо.
А что можно сказать по приведённому Вами графику:
1. если "в данном случае -7 дБ очень высокое значение", то какое значение является нормальным?
2. как трактуется начальный отрезок графика, до пика?
3. каким образом оценивается реверберация после отметки 15 мс.?

А по-поводу "очень много умных, но не связанных общим смыслом слов" - так это претензия не столько ко мне, сколько к пояснениям мануалов к софтам (например, REW 5.0 или SMAART 6) :D. Если бы там было написано, что-то более конкретное - какой был бы смысл обращаться к Вам за помощью? :) .
С уважением.
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Андрей Смирнов » 05 авг 2011, 10:27

1. первый пик это прямой звук, т.е. самый первый сигнал, дошедший до слушателя.
2. после отметки 15 мс все хорошо :D
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 05 авг 2011, 10:58

Андрей, по поводу самого пика я вопроса не задавал - это, как раз, самый понятный момент по графику :D.
А что по поводу моих остальных трёх вопросов и откуда видно, что "после отметки 15 мс все хорошо" ?
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Андрей Смирнов » 05 авг 2011, 13:41

Когда я отвечал, было только 2 вопроса, третий вопрос был добавлен позже путем редактирования :)

Первые отражения должны быть как минимум чем на 10 дБ ниже по уровню по отношению к прямому звуку.
На практике стараются добиться снижения на 15-20 дБ.
В конкретном случае указанных результатов измерений после отметки 15 мс все было хорошо: плотный экспоненциально спадающий реверберационный хвост :)
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 05 авг 2011, 16:30

Андрей, спасибо.
Я, конечно, не инквизитор, но задам ещё пару вопросов :D.
1. понятно, что при высокой амплитуде первых отражений, например, с временной задержкой в 10 мс. - расстояние будет соответствовать 3,4 м. (340 : 1000 х 10). Но вот вопрос: это расстояние до отражающей поверхности или данное расстояние нужно дополнительно рассчитывать, используя полученную разность хода?
2. А если после отметки 15 мс. всё "не слишком хорошо", что можно будет наблюдать на графике ЕТС вместо "плотного экспоненциально спадающего реверберационного хвоста"? (если не сложно с примером графика).
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Андрей Смирнов » 05 авг 2011, 17:30

1. расстояние нужно дополнительно рассчитывать, используя полученную разность хода
2. на данном графике меня особенно ничего больше не интересует :)
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 09 авг 2011, 15:27

Андрей, спасибо.
А какие акустические измерения, помимо: АЧХ, RT 60, импульсного отклика/ЕТС, “Waterfalls”, с Вашей точки зрения, являются наиболее информативными, то есть, с которыми имеет смысл разбираться более детально?
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Андрей Смирнов » 10 авг 2011, 09:47

Для малых помещений перечисленных видов измерений вполне достаточно.
Для больших помещений (кинотеатры, концертные залы и т.п.) дополнительно необходимо получить информацию по степени разборчивости и ясности речи (индексы STI, RASTI, Alcons и т.п.)
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Dr.Sound » 10 авг 2011, 10:02

Спасибо за ответ.
И ещё вопрос: насколько информативен график ФЧХ в рассматриваемом аспекте?
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ua)
Аватара пользователя
Dr.Sound
 
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Сообщение Андрей Смирнов » 10 авг 2011, 10:35

Анализ графика ФЧХ в большей степени полезен для корректировки АЧХ помещения на НЧ с помощью цифровой эквализации и настройки сабвуфера.
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
Аватара пользователя
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Сообщения: 8774
Зарегистрирован: 29 авг 2006, 12:24
Откуда: Украина, Киев

Пред.След.

Вернуться в Акустика помещений

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 14

cron