По поводу расположения сабвуфера(ов) могу привести выдержку из статьи, полный вариант которой можно найти по ссылке
http://www.acoustic.ua/recommendations/179 :
Месторасположение сабвуферов Cабвуфер является самым трудным для определения месторасположения громкоговорителем. Дело в том, что качественное звучание сабвуфера сильно зависит от акустики помещения, расположения в комнате предметов интерьера, слушателей и, собственно, от места расположения самого сабвуфера.
Существует достаточно много методов и способов поиска оптимального месторасположения сабвуфера, описать даже часть которых просто нереально в рамках одной статьи, да и не имеет особого смысла. Этому вопросу будет посвящена отдельная статья.
Приведу лишь несколько наиболее общих аспектов взаимодействия сабвуфера и комнаты:
- Наихудшее место для расположения сабвуфера это центр комнаты.
- Наиболее неудачная форма комнаты для качественного воспроизведения басов это квадрат. Если у Вас есть возможность выбирать комнату для домашнего театра, избегайте помещений с кратными размерами.
- Приближение сабвуфера ближе к стене приводит к увеличению баса в комнате.
- Максимум басов можно получить, разместив сабвуфер в углу комнаты. Но учтите, что при этом будут возбуждаться все комнатные резонансы.
- Приближение слушателя к стене также приводит к увеличению интенсивности низких частот. Но при этом может наблюдаться высокая неравномерность АЧХ на НЧ. В зависимости от положения слушателя может проявляться «бубнение» или, наоборот, «вялость» баса.
- «Настройка» расстояния между диваном или креслом и стенами, а также определенная установка сабвуфера относительно угла комнаты, почти всегда будет полезна для получения глубокого баса с более гладкой частотной характеристикой для нескольких зрительских мест в комнате.
- Добавление второго сабвуфера не решает проблему стоячих волн, но может уменьшить неравномерность АЧХ в низкочастотном диапазоне и «бубнение» фонограммы в достаточно широкой зоне прослушивания. При установке сабвуферов вдоль фронтальной стены выбирайте разные расстоянияи по отношению к боковым стенам. Например, 1/3 ширины комнаты для одного сабвуфера и 1/5 для другого.
- Старайтесь не устраивать домашний театр (студию) в комнатах с бетонными стенами, полом и потолком, в которых практически невозможно избежать эффекта «бубнения». Если это невозможно, то выполните дополнительные каркасные облицовки стен листами гипсокартона, ДСП или фанеры. Это обеспечит некоторое низкочастотное поглощение звука. Чтобы избежать нежелательного переизлучения звука дополнительными облицовками, их необходимо акустически задемпфировать (в этом случае необходимо проконсультироваться с инженером-акустиком).
Необходимо отметить, что все вышеописанные подходы в первую очередь предназаначены для самостоятельного "домашнего использования" энтузиастами звука. Методы оптимизации расположения АС в комнатах прослушивания и студийных помещениях, которые используют инженеры-акустики в своей практике, более сложны и требуют специальных программно-аппаратных стредств, например, оригинальных программных комплексов RoomSizerR и RoomOptimizerR принцип действия которых основан на теоретичеких исследований профессора Тревора Кокса из университета Селфорд (Trevor Cox, University of Salford).
Поиск оптимального расположения акустических систем процесс достаточно кропотливый. Но он является очень мощным инструментом акустической настройки помещения и может привести к удивительным результатам на пути поиска верного звука.